independent version

Byelorussian Exarchate (of Moscow Patriarchate)


СЛОВО
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в дни празднования Белорусской письменности и печати.

Земля Белой Руси стала доброй почвой для посева Слова Божия, Принятые из рук святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, семена небесного Хлеба Жизни легли в восточнославянских краях не при дорогах , не на местах каменистых, не в терние, но умножились на благодатных нивах сердец наших предков и принесли свой богатый плод ( Мф. 13: 3-9 ) .

Столетия итории Белорусской письменности освящены подвигом тех , кто всем своим существом воспринял слово Воскресшего : " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа , уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф.28: 19-20).

В эти дни мы с особым чувством благодарности молитвенно вспоминаем имена тружеников Божиих, взрастивших на Белой Руси семя Евангельской истины. Ангел Господень сохранил до нашего времени память о подвигах святых покровителей белорусской письменности: в обители преподобной игумении Евфросинии - просветительницы Полоцкой, в проповедях святителя Кирилла - Златоуста Туровского, в Евангелии, хранившемся в Лавре, которую основал в Х111 столетии в Новогрудской земле преподобный игумен Елисей, и в обители Жировицкой, по сей день продолжающей традиции духовного просвещения.

В каждом народе есть люди, о которых сказано в Священном Писании: "Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля"(Пс.23:6).

...Таков был и Георгий-Франциск Скорина. Он всю жизнь посвятил приближению народа своего Отечества к Святой Библии, ибо видел, что наступают злые времена. Оттого и вся последующая деятельность белорусского первопечатника была направлена на вооружение пастырей и паствы "мечем духовным" - православными богослужебными книгами. Соратник и сотрудник Полоцкого просветителя Петр Мстиславец, диакон Иоанн Федоров и другие продолжили это дело в Московской, Заблудовской, Львовской Острожской и Оршанской типографиях.

Пример деятельного участия в распространении образования показал ученый белорусский инок Симеон Полоцкий. Он словом и делом радел о великой нужде "взыскати премудрости" в государстве и своими богословскими трудами приумножил наследие белорусской письменности и христианской апологетики.

Богатейшая печатная деятельность, связанная с именем замечательного патриота Белой Руси князя Константина Острожского, являлась ярким духовным маяком в то время, когда православная вера была теснима.

В середине Х1Х века сын Могилевской земли протоирей Православной Церкви Иоанн Насович за три с половиной года составил и издал по поручению Императорской Академии Наук исторический словарь белорусского языка и многие лингвистические и этнографические труды о Белой Руси. Протоирей Иоанн Берман, служивший в Воложине и ставший одним из родоначальников белорусской этнографии, уже без малого полтора столетия вызывает глубокое уважение специалистов-этнографов своими серьезными исследованиями в этой области. Они и многие иные ученые священнослужители прославили Белорусское Отечество, рассказывая миру о своем народе.

Ныне Белорусская Библейская Комиссия продолжает соборно и кропотливо переводить на белорусский язык Священное Писание. Отрадно сознавать, что Православная Церковь доселе остается единственной хранительницей живого церковнославянского языка, общего для всех славянских народов. Опыт деятельности Библейской Комиссии убедительно свидетельствует, что развитие белорусского языка в наши дни происходит наиболее плодотворно, когда носители языка обращаются не "на страну далече", а в глубины своей собственной многовековой словесной традиции.

Воистину, "что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал.6:7-8).

Мы призваны к жизни вечной, но глаголы уст наших могут стать камнями преткновения на пути в дом Отца небесного. " Слова слетают, написанное остается", - говорили древние. Что мы оставляем после себя? Какие слова станут нашим оправданием? Неужели пришедшие после нас получат в наследство каменистую пустыню вместо вертограда Господня?

Да не будет сего! Не в осуждение, но в оправдание мы сумеем дать ответы на эти вопросы, если перед судом истории с чистой совестью повторим за Апостолом: "...Мы говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фес.2:4).

А потому обратимся всем нашим существом к Закону Божию и откликнемся всей своей жизнью на призыв Пророка, устами которого Господь призывает:"Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!" (Ис.62:10). Эта нелегкая, но благословенная работа была содержанием жизненного пути всех угодников Божиих, в числе которых - вспоминаемые ныне нами просветители земли Белорусской.

Так и мы, подражая им, должны пройти крестный путь своей жизни по единственно верной Евангельской дороге, ведущей в Обители Небесного Отца.


ФИЛАРЕТ,

митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси.

30 августа -1 сентября 1996 года, Минск.


we are looking for sponsors for our hard work
back to the page of BIBLE
TEAM ll GENERAL ll SEARCH EAST BLOCK ll SEARCH RUSSIA ll HOME ll CHURCH ll SPONSORS ll INVESTMENT PROPOSITION ll BUSINESS&ECONOMICS ll GALLERY ll INDEX

(c) 1996 V&S < Minsk Belarus >

Please visit our sponsors.
Click Here to Visit our Sponsor

Webmasters, need money? Click here!
Click Here to become a ValueClick Member Site